ПРЕССА О ВЫСТАВКЕ "ГРАНИ ГОРОДА/ГРАНИ ИСКУССТВА"
20 апреля 2000 года     "Тульский Курьер"  
ТУЛЬСКИЕ ФАНТОМЫ ГЛАЗАМИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Недавно к нам из Москвы стали наведываться молодые художники. Они пристально вглядываются в лицо Тулы, поскольку во второй половине мая собираются открыть выставку современного искусства "Фантомы города". А для этого нужно проникнуться духом города и как следует изучить образцы местного полтергейста.
Картины ветра ("Тульский Курьер", 20 апреля 2000 года)
Андрей Суздалев, Ольга Хан, Галина Шуваева, Ирина Штейнберг - это выпускники Школы современного искусства. Она появилась в начале 90-х и стала самым неформальным из столичных учебных заведений, где учат живописи. Туда - а это уникальный случай - брали всех, кто хотел заниматься, совершенствоваться, даже если за плечами не было художественной школы. Еще более уникальными были преподаватели школы - известнейшие представители авангарда. Дизайнер Андрей Бартенев, который придумывает немыслимые костюмы из папье-маше и разрисовывает их. Лидер кинетического искусства Виктор Колейчук, Валерий Орлов... Уроки МХК в их исполнении, должно быть, были восхитительны. Представьте учителя танцев - Майкла Джексона, учителя физкультуры Майка Тайсона, учителей литературы Сергея Довлатова и Эдуарда Лимонова. А теперь их питомцев.
Художники, которые к нам приедут, участвовали в фестивале "Лэнд арт" в Нижнем Новгороде, устраивали выставку живых скульптур в Петергофе. На их счету самые разные акции. Бумажная музыка ("Тульский Курьер", 20 апреля 2000 года) Например, они попробовали вынести книгу за рамки переплётов, страниц и обложек. И сделали свою, экспериментальную - "Утрирование утр", в которой сочетаются самые. разные виды искусств. В "Стихах на песке" смешаны текст и ландшафтный дизайн, в "Словах на ветер" соединились поэзия и механизмы, работающие от силы ветра, а "Горючее навигаторов" - это сочетание музыки винных капель и стихов, запутавшихся среди верёвочных лестниц. Жизнь каждого такого "стихотворения" может продолжаться одно мгновение, пока ветер слизывает слова, выведенные на мокром песке. А потом сохраняется на фотографиях, видеопленках или просто в памяти зрителей.
Новая акция, возможно, будет в Выставочном зале на Красноармейском проспекте.
30 мая 2000 года     "Молодой Коммунар"  
СМЕШНОЙ, НО ГОРДЫЙ "ХРЕНОЛЁТ"
Увидеть это странное сооружение можно на выставке инсталляций "Грани города - грани искусства", открывшейся в Выставочном зале.
Девочка и Хренолёт ("Молодой Коммунар", 30 мая 2000 года, © Фото Игоря ИВАНОВА)
О КОНЦЕПТУАЛЬНОМ искусстве туляки знают немного. Выставки объектов, да еще действующих, в нашем городе редкие гости. На этот раз свои работы выставили москвичи - выпускники Высшей школы современного искусства и их коллеги - туляки, пред- ставители WEB-студии. "WEB" - значит, компьютерная сеть, паутина. Объединившиеся в студии тульские художники занимаются воплощением творческих компьютерных проектов, а также созданием всяческих объектов - не только в виртуальном, но и в реальном пространстве.
Тульский "хренолет" собран из ржавых железяк, старых деревяшек, кусков арматуры, в общем, из материалов неблагородного происхождения. Это в принципе машина, только вместо сиденья у нее - старый обшарпанный стул. Выглядит "хренолет" смешно, но гордо. Тем более что над ним торчит металлический прут с флагом из рваного мешка из-под мусора. Если включить маленький вентилятор, "хренолет" начинает жужжать, а флаг - реять.
Переведенные на грубый картон снимки фрагментов асфальта, снимки разноцветных дымов в городском небе, магнитофонная запись шуршания бумаги - все это кажется экзотикой только на первый взгляд. Потому что, по существу, перед нами - обычная жизнь обычного города, которой он живет, когда рядом нет человека. И в ней есть своя странная поэзия, надо только ее разглядеть.
4 июня в 16.00 состоится торжественное приведение в действие всех выставленных хлопающих, жужжащих и шуршащих механизмов. Выставка продлится до 11 июня.
Ирина СКИБИНСКАЯ. Фото Игоря ИВАНОВА
1 июня 2000 года     "Тульский Курьер"  
БЛИЖНЯЯ ТУЛЕ (INTIMA THULE)
Древние знали о существовании земли Ultima Thule (Дальняя Туле), таинственном острове на самом севере земли, за которым начинался край света. На нем жили сверхлюди, и каких только чудес не было. Но дальняя Туле исчезла, как и прочие белые пятна, выведенные чересчур аккуратной Европой.
Хренолёт с Николем Ивановичем и Харитоном ("Тульский Курьер", 1 июня 2000 года)
Молодые московские художники Андрей Суздалев и Ольга Хан открыли для себя и для нас другую землю - Intima Thule, Ближнюю Туле. На их фотографиях облупившиеся стены развалин детской больницы кажутся старинными фресками, дышат тайной своды заброшенной церкви. А вот из фотографий Косогорского металлургического завода они собираются сделать коллаж - тульский самовар. Поэтому фото индустриального гиганта нет на выставке "Грани города\Грани искусства". Зато есть стулья, дырявые башмаки, поросшие мхом. Голос Вертинского несет сквозь шум обрывки рассказа о маленькой балерине. Качается на веревке старый кофейник, неожиданно для себя ставший маятником. Книги с дырявыми деревянными страницами и страницами из целлофана. Причем достоинство книг оригинальностью материала не ограничивается - стихи в них в самом деле интересные.
Все авторы - выпускники московской Школы современного искусства. Тульский экспонат всего один, зато какой! Железный, ржавый, в дряхлых ботах, по бокам горят свечи. Полная "Кин-дза-дза", одним словом. Сделали безумную конструкцию Харитон Мизгирь из web-студии "Кадабра" и Николай Титчев. А назвали "Хренолет". Каждый при желании может забраться в кресло пилота и вознестись... Ну, куда можно вознестись на "Хренолете"?
Выставка идет в Выставочном зале на Красноармейском проспекте, 12. А 4 июня с 12 до 15 часов в ее рамках будут:
  • презентация проекта Михаила Волохова "Новая книга"
  • презентация альманаха "Дирижабль" (Нижний Новгород - Санкт-Петербург - Москва), созданного в рамках программы "Лаборатория экспериментальной книги" (центр "Издательское дело").
    3 июня 2000 года     "Тула вечерняя"  
    ГРАНИ ГОРОДА - ГРАНИ ИСКУССТВА
    Листаемые ветром обрывки газет и старых объявлений о пропавших вещах, собаках, людях... Кучи мусора, выглядывающего из-за переполненных урн... Ржавеющие под кислотными дождями металлические скелеты заброшенных механизмов... Все эти многочисленные знаки деятельности современного человека не только заполняют щели и пустоты, постепенно вытесняя человека с исконно принадлежащей ему территории - ГОРОДА.
    ГОРОД - одно из самых привычных понятий человека современности. Насыщенный всеми благами "цивилизации", этот слаженный механизм призван облегчить нашу жизнь. Кто задумывается о многоуровневой структуре этой системы и сложностях ее функционирования? А между тем город меняет свой лик, усложняя свою структуру. Но прошлое города, его старые воплощения практически никогда не исчезают полностью. Каждый камень хранит свои воспоминания... Их тысячи! Иногда они оживают... И тогда появляется редкая возможность увидеть знакомый город со стороны и, возможно, совершенно не узнать его.
    Молодые художники московской Школы современного искусства "Свободные мастерские" посмотрели на свой город "со стороны", и многое из того интересного, что они смогли увидеть, представили всеобщему вниманию на выставке "Грани города - грани искусства" в Выставочном зале на Красноармейском проспекте. Все работы, по сути своей и исполнению такие разные, объединены общей темой - темой города, чья культурная жизнь и историческая память оживает мимолетно, благодаря случайному порыву ветра или неожиданному отражению в весеннем ручье, чьи бывшие герои проскальзывают в скрещении теней старых и новых построек. Это другой город, живущий своей жизнью. В нем нет человека. Да его и не может быть в мире неясных шумов и давно забытых фраз, состоящем из старых вещей или того, что мы привыкли называть мусором, в мире отключенной от блока питания и позабытой человеком техники. Этот мир существует по своим законам и населен своими персонажами.
    Мы привыкли, что это не только так. Книги пишут не только люди, но и ветер, дороги, дым из заводской трубы. Мы точно знаем, что книги написаны буквами. Но и здесь мы можем ошибаться. Книги пишутся и шумом мнущейся бумаги, и дырами в листе фанеры, и всем тем "мусором", который залетает с порывами ветра в открытое окно.
    "Окно на север" - так называется книга, созданная М. Погарским. В течение года квартиру художника через открытое окно посещали старая почтовая марка, обрывок абонементного билета, крыло бабочки, смешное объявление, сосновые хвоинки и многое другое. Для нас это было бы обыкновенным мусором, но благодаря рукам и фантазии художника обратилось в историю города и стало предметом искусства.
    К сожалению, на сегодняшней выставке не представлены в гранях искусства грани нашего родного города. Но все еще впереди. Книга "Ближней Тулы" уже начата. Первые ее страницы можно увидеть в черновиках. Знаменитый маятник Фуко, побывавший лишь в Париже и Петербурге и доказавший всему миру, что Земля вертится, на сей раз оказался в Туле. Только в другом виде - в виде старого железного кувшина. Исследования доказали, что траектория движения Тулы совпадает с траекторией движения нашей планеты, а следовательно, мы тоже должны быть включены в "цивилизацию". Это будет первой страницей книги. А последующие могут помочь написать сами туляки. В воскресенье с 12.00 до 15.00 в Выставочном зале на Красноармейском проспекте состоится акция по сбору ненужных книг, из которых впоследствии художники Лаборатории экспериментальной книги создадут одну большую книгу про "Ближнюю Тулу", выхода которой в свет будут с нетерпением ждать многие туляки. Всех желающих организаторы приглашают принять участие. А вы хотите внести свой вклад в историю и искусство?
    Татьяна КАРАЧАРОВА



    Примечания Кадабры:
    Порядок статей соответствует последовательности их публикации. Сохранено смысловое форматирование. Приводятся фото, сопровождавшие тот или иной материал. К сожалению, не все статьи свободны от неточностей и ошибок...
  •  

    назад o © 2000, CADABRA
    last update , webmaster@cadabra.ru