О живописи Аветика

В наше время, когда становление художника происходит чаще всего в рамках художественной школы или попадает под влияние каких-либо направлений или группировок, объединенных на профессиональной или идейной основе, когда из области эмоционально-чувственной, интуитивной оно все чаще переносится в разряд интеллектуальных игр, а то и просто становится своего рода коммерческой деятельностью, творчество Аветика с его цельностью чувств, искренностью и свежестью восприятия представляет собой тот удивительный феномен, к которому с полным правом могут быть применены слова Матисса: «Счастлив тот, кто может петь с душой открытой и чистой».

Аветик не получил специального образования. Решив стать художником, он в 1971 году ушел со второго курса Московского энергетического института и целиком посвятил себя живописи. <…< Обостренная восприимчивость, тонкая интуиция и сила творческого дарования позволили ему найти свой метод работы и свой путь в искусстве, выразить отношение к миру в очень цельных и органичных формах. В основе его творчества лежит чувство, возникающее в момент непосредственного соприкосновения с натурой, и потому его излюбленные жанры — портрет, пейзаж, натюрморт, изображение обнаженной модели, в которых литературный, повествовательный элемент фактически отсутствует, и все построено на живом восприятии действительности. Аветик работает быстро, заканчивая работу за один сеанс, но за кажущейся легкостью и простотой самовыражения лежит глубокое и сильное эмоционально-эстетическое переживание, достигающее в момент работы того уровня концентрации, когда чувство сразу отливается в готовую форму. Художник, если так можно выразиться, рисует кистью, достигая на плоскости холста органической слитности цвета и формы. Изображение строится на гармонии локальных, разграниченных цветовых масс, образующих в местах соединения четкую, выразительную линию рисунка. При таком формальном решении надо обладать точной выверенностью чувств и остротой глаза, чтобы в линиях рисунка подчеркнуть самое главное в изображаемом, будь то пейзаж, предмет или человеческая фигура, и одновременно найти соответствующее образности изображенного колористическое решение. И это, как правило, удается художнику. Психологическая убедительность его портретов держится на прирожденной способности автора к живому, выразительному рисунку, в умении раскрыть затаенную суть человека, увидеть ее не только в чертах лица, но и в его особой пластике — в характерном наклоне головы, привычном повороте тела, в особой манере сидеть, двигаться. Его герои глубоко современны именно в своей пластической выразительности. Чувствуя тончайшие оттенки эмоционального состояния, Аветик может по много раз писать, не повторяясь, одного и того же человека, находя в каждом новом портрете оригинальное решение, соответствующее тем чувствам, которые вызывает у него портретируемая модель. Каждый раз личность будет раскрываться какой-то новой гранью своего характера, но внутренняя сущность, сама сердцевина человеческой личности при этом остается неизменной. <…<

Большую и, возможно, самую своеобразную часть творчества Аветика составляют изображения обнаженной натуры. В них так же, как и в женских портретах, особенно сильно проявилась свойственная художнику тонкость восприятия и чистота творческой стихии. Он не идеализирует и не приукрашивает своих современниц, но трезвость и зоркость взгляда смягчается в его работах тонким, проникновенным лиризмом, а свободная раскованность поз и характерная угловатость линий соединяются в его героинях с удивительной чистотой и женственностью. Подчеркнутый декоративизм этих работ и пластическая выразительность характеров, сложность и разнообразие цветовых оттенков, образующих гармоничное единство, поэтичность образов — все это говорит нам о стремлении художника к красоте и гармонии и о возможности создавать эту красоту силой своего таланта.

Тамара Юдина,
искусствовед


Аветик о Владимире Ильющенко

С прекрасным художником Владимиром Ильющенко я познакомился в 1972 году. Общение с этим удивительным человеком, продолжительные, неспешные беседы об искусстве, сопровождаемые каждый раз прослушиванием классической музыки и просмотром чудесных альбомов, и его работы очень повлияли на меня, на моё становление как художника. Я считаю его своим учителем (хотя мои работы совсем не похожи на его!).


назад o last update ,
webmaster@cadabra.ru